1. Пояснительная записка
Пищевая технология – это отрасль прикладного характера, занимающаяся изучением способов производства продуктов и базирующаяся практически на всех фундаментальных науках. сложные процессы, происходящие при переработке сырья в продукты питания, основаны на законах физики, химии, биохимии, микробиологии, механики и др.
Современная пищевая промышленность насчитывает несколько десятков отраслей, использующих разнообразное сырье, работающих по региональным схемам и на специфическом оборудовании.
Ключевым звеном общественного развития и основой всех национальных и государственных структур является производство. На предприятиях осуществляется производство пищевые продукты, составляющие основу жизнедеятельности человека и безопасности государства. Они также обеспечивают доход для подавляющей части населения.
В условиях рыночных отношений роль технологического развития резко возрастает, ибо только своевременная смена технологий в соответствии с требованиями рынка обеспечивает конкурентоспособность предприятия, основой процветания которого является грамотная технологическая политика.
Исходя из краткого вышеизложенного соображения знание общей технологии пищевых производств, сущности и особенности технологических процессов получения различных видов пищевых продуктов является весьма важным при подготовке студентов – будущих специалистов для отраслей пищевой промышленности.
2.1.Цели изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины при подготовке инженеров по специальности 050642 – «Иженерия пищевых продуктов» является глубокое знание общей технологии пищевых продуктов на базе теоретических основ физических, химических, биохимических и других процессов. Химический состав сырья, полуфабрикатов, взаимодействие различных компонентов определяют все технологические процессы и качество готовых изделий. Овладение студентами базовыми теоретическими знаниями и практическими навыками в области систем технологий различного уровня, принципов и условий функционирования конкретных технологических процессов производства пищевых продуктов. Научные основы технологии пищевых производств позволяют выбрать оптимальные условия процессов с учетом новых достижений науки и техники, зарубежного опыта, экологических проблем.
2.2. Задачи изучения дисциплины
Задачами изучения дисциплины «Общая технология пищевых продуктов» являются: изучение теоретических основ и специфики конкретных технологий различных пищевых производств, их взаимосвязь, изучение особенностей известных и новых технологических процессов и их технико-экономических показателей, а также изучение основных видов выпускаемой продукции. Особое внима-ние следует уделять взаимосвязи экономических аспектов с особенностями технологического развития.
Освоение материала курса позволит студенту, получить знания по технологическим процессам основных отраслей пищевой промышленности, самостоятельно изучить, в своей дальнейшей работе, особенности тех конкретных производств, где он будет работать.
Методология описания технологий построена таким образом, чтобы студент смог научиться увязывать изучение курса с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом, а в целом это способствует формированию у студента единого научного мировоззрения.
Данная дисциплина имеет связь с предметами таких как, пищевых производств, общие принципы переработки сырья и введение в технологии производства продуктов питания, физика, химия, биология.
Программой определены: структура и содержание курса, его основные темы, объем аудиторной и самостоятельной работы; перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, темы рефератов, вопросы к экзамену (зачету). В программе представлен список литературы, необходимой для освоения тем курса.
В соответствии с учебным планом для освоения курса предусмотрен объем аудиторных занятий – 120 час, из них лекций – 60 час, лабораторных занятий – 60 час.
2.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Курс «Общая технология пищевых продуктов» включает следующие составные части: теоретические основы пищевой технологии; основы стандартизации и сертификации; сырье, состав и свойства компонентов; технологии производств пищевых производств; курс лабораторных работ, самостоятельная работа. Изучив все разделы технологии, студент должен знать:
- химический и биохимический состав пищевых продуктов;
- роль отдельных компонентов в технологических процессах;
- стандартизация и сертификация пищевых продуктов;
- сырье: состав, процессы, протекающие в нем в процессах хранения и переработки;
- микробиологические, биохимические, физико-химические, реологические и теплофизические основы технологии пищевых производств;
- технологии производства хлебобулочных изделий, продуктов брожения, свеклосахарного, кондитерского, мясного, цельномолочного, масложирового и других производств;
- требования стандартов к качеству сырья, полуфабрикатов, готовых изделий;
- освоить стандартные методы анализов пищевых продуктов;
- самостоятельно изучить ряд разделов дисциплины.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны:
- иметь представление:
- об основных проблемах, изучаемых в курсе общей технологии пищевых производств;
- о технологическом прогрессе и качестве продукции;
- о приоритетных направлениях развития пищевой промышленности;
- знать и уметь использовать:
- теоретические основы пищевой технологии;
- основные закономерности физических, химических, физико-химических, биохимических и других процессов при производстве пищевых продуктов;
- стандартные и другие нормативы;
- уметь:
- используя знания основных закономерностей, объяснить процессы различных стадий технологии пищевых продуктов;
- количественно оценивать уровень организации технологии для выбора целесообразного направления развития;
- проводить лабораторные анализы сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, давая обоснованные заключения в соответствии с требованиями действующих стандартов;
- иметь опыт:
- на основе полученных знаний решать ситуационные задачи в технологии пищевых производств.
2.4. Средства обеспечения освоения дисциплины
- Макеты оборудования для реализации технологического процесса.
- Плакаты.
- Слайды.
- Кинофильмы.
2.5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
На занятиях и для самостоятельной работы студентов следует широко использовать видеофильмы по технологии производства основных видов пищевых продуктов: муки, крупы, хлеба и хлебных изделий, макаронных изделий, мучных и сахарных кондитерских изделий, сахара из сахарной свеклы, пищевых концентратов, консервов, мясных и рыбных продуктов, цельномолочной продукции, крахмала и крахмалопродуктов, продуктов масложирового и маргаринового производств, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков.
Рекомендуется проводить тематические экскурсии на передовые предприятия имеющихся в г. Гянджа и ближайщих районах с целью ознакомления с технологией данных производств.
Настоящая программа является основой для рабочих программ, разрабатываемых в каждом вузе и определяющих методику проведения и конкретные задачи отдельных видов занятий с учетом формы обучения (дневная, заочная), конкретных условий вуза, контингента студентов и т.д.
В рабочие программы могут быть внесены коррективы по видам занятий, по объему времени их проведения и др.
Лабораторные занятия проводятся по методическим указаниям с оформлением отчетов и последующей их защитой.
Самостоятельная работа студентов предусматривает не только изучение материала курса по соответствующим учебникам или методическим пособиям, но не исключает выполнение ими домашних заданий, написание рефератов по отдельным темам и т.д.
|